Достижение целевых показателей социально-экономического развития РФ

Одной из важнейших задач, на решение которых направлена деятельность Федерального дорожного агентства, является работа по достижению целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации, установленных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденными Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 14 мая 2015 г. 

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее – Концепция) в области автомобильных дорог предусмотрено увеличить объемы строительства автомобильных дорог федерального, регионального и межмуниципального значения до 8 тыс. км в год, или в 3,2 раза по сравнению с 2007 годом, добиться увеличения доли протяженности федеральных автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, до 48,6 % в 2015 году и 52,5 % в 2020 году. Для достижения этих показателей Концепцией предусмотрено выполнение следующих основных мероприятий:

увеличение пропускной способности автомобильных дорог, строительство и реконструкция федеральных и региональных автомобильных дорог, включая кольцевую автодорогу вокруг г. Санкт-Петербурга, автодорогу «Амур» (Чита - Хабаровск);

строительство и реконструкция платных автомобильных магистралей (с предоставлением услуг высокого качества), в том числе на основе концессий, что будет способствовать привлечению внебюджетных инвестиций в транспортный сектор экономики;

комплексное развитие Московского и Санкт-Петербургского транспортных узлов;

реализация комплекса инвестиционных мероприятий, направленных на развитие международных транспортных коридоров «Восток - Запад», «Север - Юг», а также маршрута Тюмень - Екатеринбург - Киров - Вологда - Санкт-Петербург в обход Московского транспортного узла;

устранение разрывов и узких мест на основных направлениях международных транспортных коридоров и их ответвлениях (обходы крупных городов, территорий сопредельных стран, внеклассные мосты, подъезды к крупнейшим транспортным узлам, морским и речным портам, аэропортам, пунктам пропуска и терминалам);

осуществление строительства новых автомобильных дорог с целью расширения возможностей для транспортировки грузов из районов Севера и восточных регионов Российской Федерации.

Сроки реализации вышеуказанных мероприятий и показателей определены по состоянию на 2020 год. 

Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (далее – ОНДП) предусмотрено, что приоритетами развития транспортной инфраструктуры должно стать развитие дорожной сети, строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования, в том числе скоростных автомагистралей на условиях государственно-частного партнерства. В рамках этих приоритетов в сфере дорожного хозяйства ОНДП предусмотрена реализация следующих мероприятий и проектов:

развитие дорожной сети, в том числе строительство скоростной автомобильной дороги М-11 Москва - Санкт-Петербург, Центральной кольцевой автомобильной дороги, реконструкция перегруженных движением участков автомобильных дорог;

обеспечение транспортных связей Республики Крым с остальной частью Российской Федерации, включая строительство мостового перехода через Керченский пролив.

Работа по достижению этих показателей осуществляется Федеральным дорожным агентством и Государственной компанией «Российские автомобильные дороги». 

В сфере компетенции Федерального дорожного агентства уже завершено предусмотренное Концепцией строительство кольцевой автодороги вокруг г. Санкт-Петербурга и автодороги «Амур» Чита – Хабаровск. В 2016 году реализация мероприятий Концепции и ОНДП осуществлялась в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», утвержденной в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 319 (далее – Госпрограмма), а также других государственных программ Российской Федерации, участником которых в установленном порядке определено Федеральное дорожное агентство. В части показателя доли протяженности федеральных автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, по которому Концепцией величина на 2015 год установлена в размере 48,6 %, достигнуто опережение: на дорожной сети, находящейся в управлении Федерального дорожного агентства, эта величина по итогам 2015 года составила 63,36 % и должна достичь к концу 2016 года 71 %. Вместе с тем с учетом неблагоприятного развития экономической ситуации и связанного с этим снижения инвестиционных возможностей Федерального дорожного фонда предусмотренное Концепцией увеличение объемов строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального, регионального и межмуниципального значения до 8 тыс. км в год до 2020 года не представляется возможным. Так в 2015 году на дорогах общего пользования построены и реконструированы участки автомобильных дорог общей протяженностью 3166 км, на 2016 год предусмотрено завершить строительство и реконструкцию автомобильных дорог общей протяженностью около 2770 км.

В целях обеспечения развития Московского и Санкт-Петербургского транспортных узлов Федеральным дорожным агентством в 2015 году завершено строительство подъезда к морскому порту Усть-Луга в Ленинградской области, в 2016 году закончено строительство обхода пос. Тарасовка на федеральной дороге М-8 «Холмогоры» в Московской области, участков федеральных дорог «Скандинавия» и «Сортавала» в Ленинградской области, активно ведется строительство путепроводов через железные дороги в целях ликвидации переездов в одном уровне.

Для развития международных транспортных коридоров «Восток - Запад» и «Север - Юг» осуществляются строительство и реконструкция участков федеральных автомобильных дорог «Россия», «Кавказ», «Урал», «Байкал», «Уссури» и других. 

В части развития автодорожного маршрута Тюмень - Екатеринбург - Киров - Вологда - Санкт-Петербург в обход Московского транспортного узла постановлением Правительства Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2015 г. № 1392 в перечень автомобильных дорог федерального значения включена автомобильная дорога Кострома - Шарья - Киров – Пермь, приведение которой в нормативное состояние предусмотрено осуществлять в рамках программ капитального ремонта и ремонта.

Для расширения возможностей транспортировки грузов в интересах районов Севера и восточных регионов Российской Федерации осуществляется строительство и реконструкция федеральных дорог «Кола», «Колыма», «Лена».

В целях обеспечения ликвидации перегруженных движением участков на сети автомобильных дорог федерального значения, находящихся в управлении Федерального дорожного агентства, в рамках средств Федерального дорожного фонда, выделенных в соответствии с Федеральными законами о федеральном бюджете, в период 2010 – 2015 годов в рамках подпрограммы «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» осуществлена реконструкция участков общей протяженностью 2309 км. 

В части обеспечения транспортных связей Республики Крым с остальной частью Российской Федерации с 2015 года в рамках федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 2020 года» осуществляется проектирование и строительство моста через Керченский пролив. Завершение строительных работ на мостовом переходе предусмотрено в 2018 году. Синхронно со строительством этого мостового перехода реконструируется федеральный автодорожный маршрут от Краснодара до Керченского пролива. 

Реализация перечисленных мероприятий осуществляется при активном участии общественности. Государственная программа Российской Федерации «Развитие транспортной системы», план по ее реализации, отчеты о реализации обсуждаются на заседаниях Общественного совета ответственного исполнителя этой Госпрограммы: Минтранса России, а также на заседаниях Открытого Правительства, на слушаниях в Государственной Думе и в Совете Федерации. Публичные декларации ключевых целей ключевых целей и приоритетных задач Федерального дорожного агентства на 2015 и 2016 годы, содержащие основные задачи, показатели и планируемые результаты деятельности, принимаются по итогам обсуждения на заседаниях Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве. Значительная часть мер, направленных на повышение эффективности реализации перечисленных задач, обсуждаются на научно-практических конференциях Федерального дорожного агентства, в рамках ежегодного форума «Дорога», на заседаниях Научно-технического совета Федерального дорожного агентства.